Оборудование городского транспорта для перевозки инвалидов

Оборудование городского транспорта для комфортного и безопасного передвижения маломобильных граждан регламентируется ГОСТом Р51090-97.

Документ предусматривает основные требования к оснащению транспортных средств, позволяющие колясочникам беспрепятственно перемещаться как с посадочной площадки внутрь салона, так и обратно. С этой целью стандарт указывает на необходимость отсутствия каких-либо препятствий высотой более 50 мм, щелей и зазоров шириной более 100 мм, а также уклонов свыше 6%. Правила применения на практике указанных требований регламентируются ст. 26 ФЗ №162 «О стандартизации в Российской Федерации» от 2015 г.

Какие устройства используются

В число специальных механизмов и оборудования, предназначенных для перемещения маломобильных граждан и устанавливающихся на общественный транспорт, входят:

  • пандусы. Они представляют собой жесткие наклонные поверхности, устанавливаемые между полом накопительных площадок транспортных средств и посадочными платформами. Благодаря им обеспечивается беспрепятственный заезд инвалидных колясок и посадка пассажиров, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Конструкционно все пандусы делятся на ручные (устанавливаемые в рабочее положение водителем или другим персоналом в случае необходимости) и автоматические (выдвигающиеся за счет гидравлического или электрического привода при открывании дверей);
  • подъемные устройства. Оснащены горизонтальной платформой, служащей для размещения инвалидной коляски. Имеют механизированный привод, при помощи которого осуществляется перемещение вверх-вниз, а также в продольном направлении. В целях безопасности минимальная длина платформы должна быть не менее 1500 мм, а ее ширина – не менее 800 мм. Кроме этого, на ней должны быть расположены ремни, позволяющие фиксировать коляску перед началом движения, чтобы исключить ее самопроизвольное смещение под действием инерции;
  • опорные устройства. К ним относятся различные стойки и поручни, позволяющие держаться руками во время передвижения по салону. Они должны быть удобными не только для здоровых пассажиров, но и для имеющих проблемы опорно-двигательного характера. Важным условием является их окраска в контрастные цвета, обеспечивающие заметность даже для слабовидящих граждан;
  • специальные места. Они предназначены для размещения инвалидных колясок, а также сопровождающих лиц. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение маломобильных граждан во время посадки и высадки. Как правило, в городских автобусах под них отводятся задние накопительные площадки, поскольку они изначально имеют достаточно места и не требуют серьезной модернизации.

Для каждого вида и модели транспортных средств (автомобиль, автобус, вагон метро или ж/д) оборудование для перевозки инвалидов подбирается индивидуально. Это обусловлено разницей в длине салона, размерах площадок, количестве дверей и других параметрах, непосредственно влияющих на перемещение пассажиров. К дополнительным механизмам, обеспечивающим более комфортную посадку и высадку инвалидов, относятся гидравлические устройства, обеспечивающие определенный наклон корпуса транспорта в сторону тротуара. Благодаря этому пандусы размещаются под меньшим углом, что облегчает въезд и выезд колясок.

Также стоит отметить, что к оборудованию, устанавливаемому в транспортных средствах и предназначенному для комфортного проезда маломобильных граждан, обязательно должна относиться кнопка вызова водителя, размещенная в доступном месте. Это вызвано тем, что только он должен управлять выдвижением/установкой пандуса или перемещением подъемной платформы. Такое правило обусловлено как техническими требованиями, так и мерами безопасности.